Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
movie
prime12

В настоящее время начинается модернизация системы социальных льгот , что будет имеет значительные последствия для бюджетной системы и межбюджетных отношений, населения, экономик регионов, укрепления федерализма, и развития страны в целом.
Изменения системы льгот производятся по нескольким направлениям: переход от категориальности к адресности льгот; монетизация натуральных льгот; сокращение не обеспеченных финансированием льгот .

Для получателей компенсаций и льгот из федерального бюджета в 2005 году предусмотрено сохранение трех натуральных льгот в виде "социального пакета" в размере 450 рублей в месяц (сумма льгот по лекарствам, санаторно-курортному лечению и пригородному железнодорожному транспорту). Данная сумма будет вычитаться из положенной по новому положению денежной компенсации льготы и перечисляться производителям услуг. С 2006 г. сохранение вышеуказанных трех выплат в натуральном виде предусмотрено по желанию самого льготника.
Для льготников (около 20 млн. из 32 млн. человек), выплаты которым будут осуществляться из региональных бюджетов, вопрос о предоставлении «социального пакета», размере льгот, а также их сохраниии или отмене передан в непосредственно в ведение регионов.
В наибольшем выигрыше от реформы окажутся льготники, получающие трансферт из федерального бюджета, проживающие в сельской местности, а также те, кто не использует положенных натуральных льгот в полном размере. В городах у части льготников благосостояние может ухудшиться, так как денежная компенсация не полностью покроет получаемые ранее натуральные льготы.
Как минимум до 2006 года отложен вопрос о монетизации льгот по оплате ЖКУ, хотя данная статья расходов бюджетов на льготы не является самой «дорогой». Решение притормозить с монетизацией этого вида льгот продиктовано в большей степени популистскими соображениями, а не возможностями бюджетной системы, для которой эта статья расходов не является самой крупной среди затрат по льготам. Сохранение неденежных форм расчетов является существенным препятсвием для реформирования системы ЖКХ, повышения инвестиционной привлекательности и эффективности этого сектора экономики.
В целом существует высокая вероятность возникновения трудностей в начале 2005 года, когда монетизация льгот начнет осуществляться. Проблемы связаны с неготовностью регионов ни законодательно, ни финансово, ни организационно, ни информационно участвовать в процессе финансирования льгот. В частности, к середине октября только в двух субъектах федерации из 89 приняли необходимые для осуществления реформы законы, в 60 законодательные собрания не приступали к их рассмотрению.
Промедление на региональном уровне с подготовкой к монетизации льгот связана в первую очередь с объективными сложностями и очевидными политическими рисками. Регионы определяются: осуществлять ли монетизацию льгот, и каков должен быть размер денежных компенсаций, если решиться на этот шаг. При этом далеко не во всех регионах сотрудничество губернаторов и законодательных собраний безконфликтно, что затрудняет поиск и принятие решение по столь важному вопросу социальной политики. По данным Минфина пока лишь 10 регионов готовы полностью заменить льготы выплатами.
У региональных властей не достаточно информационной базы, чтобы определить список будущих получателей льгот. В большинстве регионов списки различных категорий льготников не выверены. В частности, получатель двух и более льгот (например, инвалид, участник ВОВ, ветеран труда), может числится в списках всех трех категорий, по которым ему осуществляются выплаты. Службы Пенсионного Фонда и Минздравсоцразвития планировали составить общероссийский реестр получателей льгот к 1 декабря 2004 года. В случае задержки в начале 2005 года часть льготников останется и без денег, и без натуральных льгот. При этом следует отметить, что уровень расчетов и обоснований монетизации льгот является уязвимым местом реформы в целом.
Можно прогнозировать, что начало реформы местного самоуправления внесет значительную неразбериху в процесс выдачи денежных компенсаций льготникам, поскольку возникнут организационные проблемы, связанные с изменением структуры и границ муниципалитетов.
Реформы межбюджетных и федеративных отношений, в ходе которых происходит существенное изменение расходные полномочий всех уровней власти, вносит дополнительный фактор неопределенности в процесс планирования бюджетов регионов в 2005 году . Следует учесть, что реформа межбюджетных отношений была разработана до сентября 2004 года, когда Президент объявил о новых принципах построения вертикали исполнительной власти, в частности, назначении губернаторов. В возникающей ситуации возрастают риски устойчивого функционирования социально-экономических систем регионов, поскольку к финансовым рискам, связанным с реформой федеративных и межбюджетных отношений и бюджета. Добавляются политические, связанные с усилением зависимости губернаторов от федерального центра при снижении влияния населения.
Данные изменения, при несомненном общем позитивном эффекте создают преимущества для федерального центра и дополнительную нагрузку для регионов при сокращении их налогооблагаемой базы . По расчетам Минфина консолидированный бюджет регионов и муниципалитетов останется сбалансированным, однако это общий результат, не учитывающий ситуацию в каждом конкретном регионе.
При этом следует отметить, что реформа социальных льгот не сопровождалась в 2004 году в процессе разработки и принятия законодательства исчерпывающим и доступным информационным сопровождением. Это сформировало негативное отношение значительной части населения как к монетизации льгот, так и к реформе в целом. Непопулярность предлагаемых преобразований может стать существенным тормозом в дальнейшем и стать фактором социальной напряженности в регионах.

  • 1
ничего не понял. Так вы за монетаризацию льготов или против?

"я за третий интернационал"))))
монетезировать вообще-то надо, но не так, как это происходит сейчас: нахрапом и без должной подготовки

по-моему, с подготовкой как раз всё нормально - схемы растаскивания бабла вполне себе проработаны, что называется, зарание

собираем швейную машинку, а получается опять автомат калашникова.
ну да)

взять всё и поделить!

...нам бы те монеты взять да отменить
стало бы наверное хорошее жить:
если нет буджета, неча воровать
увидели б ворюги мля кузькину мля мать!

Re: взять всё и поделить!

на натуральных пайках из распределителях долго не протянешь)

Re: взять всё и поделить!

а долго и не надо

Да здравствует ротация вернего менеджмента!
говорят, оздоровляет...

Re: взять всё и поделить!

нестабильность к добру не приводит)

Re: взять всё и поделить!

верхнего в смысле

Я еще не волшебник. Я пока только учусь! (С)

это не тот случай

не понял, что значит - не тот?
Или это очень просто - модернизация системы социальных льгот?
Типа "как сделать котлеты без разрезания мяса"?

это не тот случай, когда "хотели как лучше, а получилось как всегда". просто реформа не слишком подготовлена, и грубо игнорируются очевидные препятствия, а общество не подготовлено.

очевидные? :)

<и>и грубо игнорируются - это серьезный приговор.
Пенсионные программы тоже заваливаются, как я понимаю? (из проекта переноса вехней границы пенсионного возраста...)

Re: очевидные? :)

нет, там другая история. о ней как-нибудь в другой раз

  • 1
?

Log in

No account? Create an account