?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
"нет смерти для меня"
movie
prime12
мне никогда не нравилась деланная манерность ренаты литвиновой и придуманные ею истории. все они какие-то, имхо, ненатуральные, притворные, если не сказать резче. может, это и не так, и просто выписываемый и выдумываемый ею мир мне просто не знаком, оттого вызывает в той или иной степени отторжение, скуку, насмешку. Но, кажется, в прошлом году (или немного ранее) вышел документально-постановочный фильм "нет смерти для меня", который мне неожиданно понравился. В принципе, этот фильм является обычным образчиком жанра кинопортрета. В данном случае героинь пять. Актрисы почти одной эпохи: Нонна Мордюкова, Вера Васильева, Лидия Смирнова, Татьяна Окуневская, Татьяна Самойлова.Гремевшие почти при царе горохе звезды, ныне - старухи на седьмом-девятом десятке лет. Впрочем, нет, Окуневской в момент съемок было уже за девяносто, да и старухами их никого нельзя назвать (кроме одной), это я погорячилась.
понятно, что каждая была выбрана представлять какой-нибудь вариант возможной судьбы кинозвезды поколения 30-50х. Впрочем, мне еще показалось, что общим во всех историях является то, что у всех был резкий взлет и оглушительный успех в самом начале, а потом - разной степени успешности карьеры и по разному изломанная жизнь.
Фильм хорош, имхо, тем, что там нет попыток сформулировать какие-то глубинные квинтэссенционные перлы, нет желания преподнести героинь с новой, скандальной или неожиданной стороны. В сущности, им во многом позволено быть самими собой перед камерой, и, быть может, главная удача и состоит в том, что каждая получилась раскованной, забывающей о том, чтобы контролировать свои слова и движения, а с другой стороны, достаточно оживленной и желающей высказаться. В общем-то каждая, наверное, понимала, что это - одна из последних съемок (на редкость тщательно продуманы освещение, грим, прически, потому почти все выглядят гораздо моложе, чем обычно), в котором они на первом плане и нет жестко заданного сценария и режисерского диктата, при этом никто не заставляет высказываться перед вечностью (как говаривала Раневская, сняться в плохом фильме равно тому, чтобы плюнуть в вечность), произносить вымученные премудрости и подводить итоги. Словом, кинодивам дали возможность сыграть в игру с весьма щадящими правилами, смысл которой - рассказать о себе, своей жизни, непреодолимых обстоятельствах и собственном выборе, сыгравшем роковую роль и, как всегда, ответить, стоит ли вся эта суета тех свеч, что сгорают во славу ее.
Каждая ведь была выбрана неслучайно, потому возникает целый спектр (Каждый охотник желает знать...) историй, где свою лепту сыграли и время, и характеры, и случайности и прочие мелочи жизни, которые иногда ее меняют мгновенно и навсегда, так что все летит кверх тормашками и выворачивается на изнанку. Впрочем, можно ли ожидать, что все в этой жизни может измениться? Не всегда, имхо, далеко не всегда. Гораздо реже, чем этого хочется.
Стихийная и бескрайняя, как, естественно, степь, Мордюкова. глаза загораются часто, особенно, когда вспоминает, как любила
неожиданно жестко и трезво мыслящая, с остывшей в достаточной степени взабомошностью и заметной скованностью в движениях, но по прежнему живая и не забывающая создавать манки Смирнова, которая и в могилу сойдет кокеткой
Беспощадная до высокомерия и презрения в суждениях, несгибаемая, вызывающе энергичная и гордая Окуневская, которую, конечно же, сделали во многом такой годы в лагерях.
Умеющая, оказывается, отставить жеманство и бабскость в угоду вынутой из далеких загашников серьезности и простоты Вера Васильева, при внешней благополучности заметно нереализованная
И, наконец, Татьяна Самойлова, которой в данной компании выпала самая печальная участь демонстрации разрушенной жизни, потерянной формы, испарившегося куража, потухших глаз, увядшей мысли. Кажется, только ее сняли на фоне крупных планов домашней мебели, которая бесстыдно выдает хозяйские тайны: и скромная обстановка была куплена где-то в начаче 70-х, и ремонта давно уже не было. Ей единственной дали одется так, как видимо сама хотела, то есть в нелепые устаревшие и обветшавшие лисьи меха, ярко высветили одутловевшее до неузнаваемости лицо.....Однако, вряд ли тут нарушаются общие правила игры, ведь каждая согласилась на съемку добровольно, сами же героини и решают, на какой вопрос насколько подробно ответить. ПОтому эпизоды с Самойловой выглядят не безжалостными, но жесткими и бескомпромиссными к ее слабости, при сохраняющейся мягкости голоса Литвиновой, каким бы притворным он ни был.
С разной степенью сожаления о свершившимся и непроизошедшем пять женщин дожили до преклонного возраста. Их блеск остался в прошлом. мужья, дети, любовники, успех, признание - многое уже ушло в небытие и все это лишь слабо озаряет нынешние дни, но почти не греет, и, наверное, воспоминания держат их на цепочке. Впрочем, почти все из них настолько сильны или мудры, что не позволяют прошлому взять верх над собой. Каждая, так или иначе, заплатила свою дорогую цену, играя в покер или рулетку с судьбой, ставя то на новый фильм, то отказываясь от выгодной роли, пришедшей невовремя, зачастую хаотически выдвигая на первый план или задвигая личную жизнь. Велик ли выигрыш, каждый решает сам, и тут мнение зрителей имхо, совсем не играет роли. Каждой был дан шанс и в качестве поощрения - первоначальный успех. кому-то активно мешали обстоятельства, кто-то не захотел и предпочел что-то другое и ушел несколько в тень, кто-то играл и жил достаточно безоглядно или по воле волн, кто-то хитрил, кто-то выгадывал, все стремились продлить молодость, ведь, как говаривала в одном американском, правда, фильме Горди Хоуп: "у женщины в Голливуде есть три роли: возлюбленная, мать и окружной прокурор. Шону Коннери триста лет, но он по прежнему играет возлюбленного главной героини". В советском варианте было примерно тоже самое: отличница-спортсменка-комсомолка-и-просто -красавица, мать, секретарь райкома. Набор ролей и сюжет историй, которые хочет видеть публика, довольно ограничены. однако. каждая ввязалась в эту гонку, где итогом - целлулоидная пленка и тени на стене, более - ничего. Ну и поклонники какое-то время. наверное, некоторые не могут иначе.
И, наконец, сама умница Литвинова, уместная своим выдуманным тоном и вычурными движениями в монологе о призрачном бессмертии кинозвезд на пленке и цене этого смешного бессмертия, как заклинание несколько раз повторяющая:" нет смерти для меня". Она любит тех, кого снимала, они ей искренно интересны, и это передалось.
Наверное, это не самый выдающийся фильм, но совсем заурядным его называть не хотелось бы. Живые, довольно яркие люди, одно начало, разные финалы. Если б знать, где то главное, что из пестрой мозаики обстоятельств, полузаметных возможностей, намеков, неожиданных предложений позволит выбрать верное, из чего сложится именно та жизнь, которая загадывалась и мечталась, то, наверное. все было бы совсем просто. Если б знать, когда наступит опустошение и жизнь перестанет представлять мало-мальский интерес, и как жить потом, кто из близких останется с тобой и будут ли они вообще в этот момент. Где неумолимый ход времени и сокрушительные обстоятельства перевесят талант, желания, характер и волю и нужно будет искать силы, чтобы не сломаться и вновь бороться. На все это нет единственного ответа.

И Жизнь есть игра. А люди в ней актеры)..

  • 1
да. спасибо на добром слове) но ссылка совсем не в тему, я не об этом хотела написать.

  • 1