Prime (prime12) wrote,
Prime
prime12


В настоящее время начинается модернизация системы социальных льгот , что будет имеет значительные последствия для бюджетной системы и межбюджетных отношений, населения, экономик регионов, укрепления федерализма, и развития страны в целом.
Изменения системы льгот производятся по нескольким направлениям: переход от категориальности к адресности льгот; монетизация натуральных льгот; сокращение не обеспеченных финансированием льгот .

Для получателей компенсаций и льгот из федерального бюджета в 2005 году предусмотрено сохранение трех натуральных льгот в виде "социального пакета" в размере 450 рублей в месяц (сумма льгот по лекарствам, санаторно-курортному лечению и пригородному железнодорожному транспорту). Данная сумма будет вычитаться из положенной по новому положению денежной компенсации льготы и перечисляться производителям услуг. С 2006 г. сохранение вышеуказанных трех выплат в натуральном виде предусмотрено по желанию самого льготника.
Для льготников (около 20 млн. из 32 млн. человек), выплаты которым будут осуществляться из региональных бюджетов, вопрос о предоставлении «социального пакета», размере льгот, а также их сохраниии или отмене передан в непосредственно в ведение регионов.
В наибольшем выигрыше от реформы окажутся льготники, получающие трансферт из федерального бюджета, проживающие в сельской местности, а также те, кто не использует положенных натуральных льгот в полном размере. В городах у части льготников благосостояние может ухудшиться, так как денежная компенсация не полностью покроет получаемые ранее натуральные льготы.
Как минимум до 2006 года отложен вопрос о монетизации льгот по оплате ЖКУ, хотя данная статья расходов бюджетов на льготы не является самой «дорогой». Решение притормозить с монетизацией этого вида льгот продиктовано в большей степени популистскими соображениями, а не возможностями бюджетной системы, для которой эта статья расходов не является самой крупной среди затрат по льготам. Сохранение неденежных форм расчетов является существенным препятсвием для реформирования системы ЖКХ, повышения инвестиционной привлекательности и эффективности этого сектора экономики.
В целом существует высокая вероятность возникновения трудностей в начале 2005 года, когда монетизация льгот начнет осуществляться. Проблемы связаны с неготовностью регионов ни законодательно, ни финансово, ни организационно, ни информационно участвовать в процессе финансирования льгот. В частности, к середине октября только в двух субъектах федерации из 89 приняли необходимые для осуществления реформы законы, в 60 законодательные собрания не приступали к их рассмотрению.
Промедление на региональном уровне с подготовкой к монетизации льгот связана в первую очередь с объективными сложностями и очевидными политическими рисками. Регионы определяются: осуществлять ли монетизацию льгот, и каков должен быть размер денежных компенсаций, если решиться на этот шаг. При этом далеко не во всех регионах сотрудничество губернаторов и законодательных собраний безконфликтно, что затрудняет поиск и принятие решение по столь важному вопросу социальной политики. По данным Минфина пока лишь 10 регионов готовы полностью заменить льготы выплатами.
У региональных властей не достаточно информационной базы, чтобы определить список будущих получателей льгот. В большинстве регионов списки различных категорий льготников не выверены. В частности, получатель двух и более льгот (например, инвалид, участник ВОВ, ветеран труда), может числится в списках всех трех категорий, по которым ему осуществляются выплаты. Службы Пенсионного Фонда и Минздравсоцразвития планировали составить общероссийский реестр получателей льгот к 1 декабря 2004 года. В случае задержки в начале 2005 года часть льготников останется и без денег, и без натуральных льгот. При этом следует отметить, что уровень расчетов и обоснований монетизации льгот является уязвимым местом реформы в целом.
Можно прогнозировать, что начало реформы местного самоуправления внесет значительную неразбериху в процесс выдачи денежных компенсаций льготникам, поскольку возникнут организационные проблемы, связанные с изменением структуры и границ муниципалитетов.
Реформы межбюджетных и федеративных отношений, в ходе которых происходит существенное изменение расходные полномочий всех уровней власти, вносит дополнительный фактор неопределенности в процесс планирования бюджетов регионов в 2005 году . Следует учесть, что реформа межбюджетных отношений была разработана до сентября 2004 года, когда Президент объявил о новых принципах построения вертикали исполнительной власти, в частности, назначении губернаторов. В возникающей ситуации возрастают риски устойчивого функционирования социально-экономических систем регионов, поскольку к финансовым рискам, связанным с реформой федеративных и межбюджетных отношений и бюджета. Добавляются политические, связанные с усилением зависимости губернаторов от федерального центра при снижении влияния населения.
Данные изменения, при несомненном общем позитивном эффекте создают преимущества для федерального центра и дополнительную нагрузку для регионов при сокращении их налогооблагаемой базы . По расчетам Минфина консолидированный бюджет регионов и муниципалитетов останется сбалансированным, однако это общий результат, не учитывающий ситуацию в каждом конкретном регионе.
При этом следует отметить, что реформа социальных льгот не сопровождалась в 2004 году в процессе разработки и принятия законодательства исчерпывающим и доступным информационным сопровождением. Это сформировало негативное отношение значительной части населения как к монетизации льгот, так и к реформе в целом. Непопулярность предлагаемых преобразований может стать существенным тормозом в дальнейшем и стать фактором социальной напряженности в регионах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments