Prime (prime12) wrote,
Prime
prime12

Кузьминов кратко об основных проблемах в сфере образования

Тема достаточно болезненная, поскольку так или иначе задевает интересы многих напрямую, или проявляется в столкновении с обыденной действительностью, коллегами и прочими благолепными согражданами. Данный вопрос, конечно, относится к той категории вечноживых и всеобъемлющих тем, по которым практически у каждого, интересующимся событиями за пределами границ своей собственной персоны, есть жесткое и бескомпромиссное мнение. Но, имхо, точка зрения специалиста, довольно подробно занимавшегося проблемой во всех ее аспектах, а не только рассмотрением очевидностей , лежащих на поверхности, весит много.

Научные школы не имеют ресурсов для собственного воспроизводства. Ведущие вузы проводят олимпиады, к сожалению, за собственные средства, но, естественно, не могут "дотянуться" до каждого. Поэтому альтернативой единому экзамену олимпиады в нынешнем виде, без ресурсного участия государства, быть не могут. Но нельзя полагаться на один единственный инструмент отбора. Например, единый экзамен в условиях недофинансирования неизбежно окажется выхолощенным и коррумпированным, как бы его ни усовершенствовали. При этом традиционная система отбора в учебные заведения сегодня не обеспечивает отбора наиболее талантливых

По оценке подготовка школьников к поступлению в вузы обходится российским семьям в миллиард долларов ежегодно, причем вузы получают менее 200 млн. долл. , а если учесть себестоимость подготовительных курсов, то менее 80 млн. долл., или всего 8%. Остальное - репетиторство, взятки и т.п.

80% программ высшего образования не базируется на собственных научных разработках. Существует очень жесткая структура образовательных программ, причем в этой структуре отсутствуют эффективные механизмы восприятия сигналов общества.Более половины выпускников вузов не используют в работе узкопрофессиональные навыки. Самые крупные зоны потерь: учителя (70-75% выпускников педвузов не идет работать по специальности), медики (более 50% выпускников), студенты аграрных вузов (больше 60%), курсанты военных вузов, которые в массовом порядке комиссуются, особенно те, кто учились по гражданским специальностям. С подготовкой инженеров ситуация стала несколько лучше, но и сейчас потери все равно составляют более 50%.

В России присутствует искусственно продолженное полное среднее образование, которое очень резко обрывается вниз на отметке в 17-19 лет, когда люди в других странах продолжают учиться. При этом по данным мониторинга ВЦИОМ 88% граждан России имеют достаточно твердую установку на то, что их дети должны получить высшее образование. Это - совершенно фантастический результат, такого нет ни в одной стране мира, даже самой развитой.

Если действующие параметры образовательной системы будут инерционно развиваться и дальше, то к 2010 г. около половины всех приходящих на рынок труда людей будут формально иметь высшее образование, будут иметь очень завышенные социальные ожидания и не будут готовы работать исполнителями в секторах, связанных с производством реальных товаров. Альтернатива реформе образования - два потока трудовой иммиграции: в 2-3 раза выросший поток из стран СНГ (и не только) на исполнительские должности, и достаточно сильный приток квалифицированных техников, квалифицированных инженеров из стран Восточной Европы, потому что нынешняя система подготовки техников и инженеров по-прежнему себя не оправдывает
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments