?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
movie
prime12
Кузьминов кратко об основных проблемах в сфере образования

Тема достаточно болезненная, поскольку так или иначе задевает интересы многих напрямую, или проявляется в столкновении с обыденной действительностью, коллегами и прочими благолепными согражданами. Данный вопрос, конечно, относится к той категории вечноживых и всеобъемлющих тем, по которым практически у каждого, интересующимся событиями за пределами границ своей собственной персоны, есть жесткое и бескомпромиссное мнение. Но, имхо, точка зрения специалиста, довольно подробно занимавшегося проблемой во всех ее аспектах, а не только рассмотрением очевидностей , лежащих на поверхности, весит много.

Научные школы не имеют ресурсов для собственного воспроизводства. Ведущие вузы проводят олимпиады, к сожалению, за собственные средства, но, естественно, не могут "дотянуться" до каждого. Поэтому альтернативой единому экзамену олимпиады в нынешнем виде, без ресурсного участия государства, быть не могут. Но нельзя полагаться на один единственный инструмент отбора. Например, единый экзамен в условиях недофинансирования неизбежно окажется выхолощенным и коррумпированным, как бы его ни усовершенствовали. При этом традиционная система отбора в учебные заведения сегодня не обеспечивает отбора наиболее талантливых

По оценке подготовка школьников к поступлению в вузы обходится российским семьям в миллиард долларов ежегодно, причем вузы получают менее 200 млн. долл. , а если учесть себестоимость подготовительных курсов, то менее 80 млн. долл., или всего 8%. Остальное - репетиторство, взятки и т.п.

80% программ высшего образования не базируется на собственных научных разработках. Существует очень жесткая структура образовательных программ, причем в этой структуре отсутствуют эффективные механизмы восприятия сигналов общества.Более половины выпускников вузов не используют в работе узкопрофессиональные навыки. Самые крупные зоны потерь: учителя (70-75% выпускников педвузов не идет работать по специальности), медики (более 50% выпускников), студенты аграрных вузов (больше 60%), курсанты военных вузов, которые в массовом порядке комиссуются, особенно те, кто учились по гражданским специальностям. С подготовкой инженеров ситуация стала несколько лучше, но и сейчас потери все равно составляют более 50%.

В России присутствует искусственно продолженное полное среднее образование, которое очень резко обрывается вниз на отметке в 17-19 лет, когда люди в других странах продолжают учиться. При этом по данным мониторинга ВЦИОМ 88% граждан России имеют достаточно твердую установку на то, что их дети должны получить высшее образование. Это - совершенно фантастический результат, такого нет ни в одной стране мира, даже самой развитой.

Если действующие параметры образовательной системы будут инерционно развиваться и дальше, то к 2010 г. около половины всех приходящих на рынок труда людей будут формально иметь высшее образование, будут иметь очень завышенные социальные ожидания и не будут готовы работать исполнителями в секторах, связанных с производством реальных товаров. Альтернатива реформе образования - два потока трудовой иммиграции: в 2-3 раза выросший поток из стран СНГ (и не только) на исполнительские должности, и достаточно сильный приток квалифицированных техников, квалифицированных инженеров из стран Восточной Европы, потому что нынешняя система подготовки техников и инженеров по-прежнему себя не оправдывает