Previous Entry Share Next Entry
великая сила.
movie
prime12
кино таки стало самым важным из искусств, что там и говорить, хотя бы на некоторе время и для отдельных людей. я имею в виду подростков, которые последние 50 лет в большинстве стран так или иначе проходят через увлечение кино, которое развивается, подобно влюбленности до некоего горячечного лихордочного состояния (когда фильмы смотрятся по нескольку раз подряд, фильмография режисеров и актеров помнится лучше фактов собственной биографии), а потом спадает до обычного благожелательного интереса, покоящегося на взыскательной разборчивости и дефиците времени.
Про меня добрый старший брат говорил в детстве, что я делю фильмы на хорошие и очень хорошие, что было вопиющим преувеличением: хотя я и была готова смотреть кино по многу часов подряд, но большинство фильмов киностудии Довженко, азиатских киностудий и бесчисленные шедевры индийского кино были за пределами того, что такой всеядный и нетребовательный зритель, как я в 5-12 лет, мог вытерпеть.

Я даже помню свое первое кинопотрясение. Это было , видимо, в 1972 году, когда мне не было и двух лет, а страна вспомнила и научилась без запинки призносить такие замысловатые лаящие слова как штандартенфюрер, партайгеноссе и стала с тех пор называть артиста, сыгравшего ранее Андрея Болконского не иначе, как по фамилии его нового персонажа -Штирлиц. Естественно, было бы преувеличением сказать, что я в двухлетнем возрасте наслаждалась игрой Броневого, Тихонова, Табакова или Гриценко, оценила сложность драматургии или режисерской и операторской работы вкупе с заслугами костюмеров и композитора. Врать не буду, все это прошло мимо незамутненного, хоть цепкого восприятия ребенка, не достигшего еще зрелого двухлетнего возраста. В том фильме, легендарном и общеизветсным настолько, что нет причины писать тут его название, был момент, когда вошедшая в последствии в анекдоты радистка Кэт лезет в колодец с двумя младенцами, рискуя сорваться вниз или быть пойманной злобными и бездушными врагами. Собственно, эту сцену я и запомнила. Видимо, привычный вид лялек на руках у тети (надо думать, я на них насмотрелась и во дворе, и в поликлинике, куда было принято таскать несчастных младенцев на прививки и осмотры, даже если они здоровы, веселы и упитаны), потряс воображение, а уж когда она в колодец полезла, то даже маленьких неразвитых малышевых мозгов хватило, чтобы удивиться. Спрашивается, какого черта мне вообще дали смотреть этот фильм? Все объясняется просто. Как обычная молодая советская семья, мы жили впятером в однокомнатной квартире (папа, мама, брат, бабушка и я), потому место для второго ребенка, то бишь меня, выделялось по остаточному принципу, в результате моя кроватка встала аккурат там, откуда телевизор просматривался лучше всего, как с VIP места. Пятилетнего брата, как и положено, укладывали спать, а мне так или иначе перепадали светлые моменты в жизни, когда можно было вознестись во весь свой могучий почти метровый рост над ограждением кроватки и вместе со всем прогрессивным человечеством прильнуть к голубым экранам своего телеприемника.
(Вообще, я не знаю, когда просыпается память и сознание у малышей. Скорее всего. в разном возрасте, причем сознание - раньше, память позже, только вряд ли они могут об этом рассказать).
Потом, конечно, я познакомилась с чередой фильмов, превратившихся в хрестоматийный набор лент, идущих из года в год по ТВ, так что при все их достоинствах, вряд ли стоит о них вспоминать. Это даже не праздник. которой всегда с тобой, а просто какие-то привычные и неотъемлемые воспоминания, отчасти общие для всего поколения. Разве что можно сказать, что с течением времени некоторые сюжеты воспринимаешь иначе, с высоты, как говорится, прожитых лет и накопившегося житейского опыта. "Ирония судьбы..." кажется сейчас грустным фильмом, а в детстве - чистая комедия положений.
Еще, конечно, помню "Экипаж", особенно сцены подготовки ко взлету непрогретого самолета, посадки с отрыванием хвоста, и, конечно же, съемки неуправляемой лавы, заливающей и разрушающей все на своем пути. Не знаю, какое впечатление бы у меня осталось, если б знать, что все это буйство стихии снималось при помощи овсянной каши и маленьких моделей самолетиков на киностудии "Баррандов", но, даже уже понимая в 11 лет, что "хорошие" герои до конца фильма не гибнут, смотрела я на эту операцию спасения мирного населения отважными летчиками с замиранием сердца. По малолетству, конечно, нельзя было оценить, что в этом фильме чуть ли не в первый раз за многие годы была явлена натуральная отечественная эротика в виде голых ног и растегнутой рубашки артистки Яковлевой, ну да знающие люди просветили.
Следом помнится слишком многое, чтобы можно было даже бегло описать: "Андрей Рублев", французские комедии с Бельмондо и Ришаром, потом залпом американские фильмы, начиная со "Звездных войн", которых с удовольствием бы посмотрела на десяток лет раньше, Де Ниро, Никлсон, Пачино ит.д.....
Можно вспоминать долго, смакуя и наслаждаясь. Но я хочу написать еще лишь про "Проверки на дорогах" Германа. Я этот фильм увидела лет в 25, когда количество увиденной отечественной военной киноклассики перевалило, думаю, за сотню фильмов. ЧТо можно сказать нового о войне, тем, чье образование было построено на изучении истории того времени? Однако, можно, причем без особых изощрений. Кадры с плывущей под мостом баржей, забитой под завязку пленными, в оглушительной тишине смотрящими безропотно и покорно вверх, имхо, являются одной из лучших картинок о войне. В этом эпизоде, где между партизанами идет перебранка о том, в какой момент взрывать мост: тогда, когда под ним будет проплывать баржа с пленными или потом, практически все, что составляет взаимоотношение человека с таким понятием как война, имхо. Все сюжетные линии этого фильма намеренно неприкрашены,а финал будничен и приземлен, герои либо гибнут, либо не возносятся, обласканные фортуной, на олимп героев, а остаются там, где они есть. Простое кино. Как всегда у Германа. Сейчас он снимает фильм по повести Стругацких "Трудно быть богом", одной из любимых моих книг, где в в виде достаточно непроработанной истории записаны, на мой взгляд, очень важные для современного мира идеи. Не знаю, какой получится в итоге фильм, но меня радует, что именно Герман, человек остро чувствующий современность и видящий ее связь с историей, взялся за экранизацию этой книги.

  • 1
как это нет слов?! надо было подготовиться (С)

of cause) "Who khows", - may I say....

I guess - Who... ;-P

really?! He does not gamble, but it is impossible to comprehend everything. And may be he is she if you remember old fun story (first of all, she is black....)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account